Новая статья! Свод правил или свод вопросов?
Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности», предложенный ВНИИПО для обсуждения взамен существующего. Этот проект составляет документ значительно больший по объему чем тот, что мы имеем на сегодняшний день. Мы надеялись, что в новом проекте будут сняты нормативные казусы, имеющиеся в настоящем Своде Правил, а также даны объяснения тем пунктам, которые требуют большей ясности. Однако, этого не произошло. В СП появились новые пункты, требующие дополнительных разъяснений. В этой статье мы попробуем обозначить несколько тем, которые, на наш взгляд, требуют обсуждения.
Итак, рассмотрим пункт 4.2, предложенный в новом проекте Свода Правил в разделе 4 «Общие требования»:
«Разрабатываемые в составе проектной документации решения по проектированию СОУЭ 3-го, 4-го и 5-го типов, предусматривающие деление здания, сооружения на зоны оповещения людей о пожаре, должны содержать алгоритм работы системы при пожаре, разработанный исходя из условия обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре в здании, сооружении, установленного ч.3 ст.53 Федерального закона N 123-ФЗ»
Здесь возникает большой вопрос о самом понятии «алгоритм работы системы при пожаре». Исходя из данного пункта, проектировщик, получив заказ на проект слаботочных систем, в составе проектной документации по проектированию СОУЭ 3, 4 и 5 типов, должен еще и описать алгоритм работы, исходя из условий обеспечения безопасной эвакуации людей при пожаре. В связи с эти возникает вопрос: какой компетенцией должен обладать проектировщик, чтобы иметь право создать этот алгоритм? На наш взгляд это работа не проектной организации, а надзорных пожарных органов, которые, исходя из специфики здания или сооружения, выстраивают правильный алгоритм движения людей. Проектировщик должен лишь обеспечить процесс эвакуации техническими средствами. Однако, пожарный надзор не участвует в проектировании, неясно, каким образом проектировщик должен создать отдельный раздел «Алгоритм работы системы при пожаре исходя из обеспечения безопасной эвакуации людей». Какова мера его ответственности, в случае ошибки определения данного алгоритма? Проектировщик должен иметь какие-то разрешения, свидетельства от надзорных органов о том, что он компетентен разрабатывать подобный алгоритм? Все это вызывает большие вопросы у проектировщиков.
Далее рассмотрим пункт 4.3, нового проекта СП:
«Речевая информация, передаваемая функционирующими СОУЭ 3-го, 4-го, и 5-го типов, должна разрабатываться на основе информации, содержащейся в разработанных и размещенных на каждом этаже зданий и сооружений планах эвакуации людей и изменяться, при необходимости, оператором из помещения пожарного поста (диспетчерской) в зависимости от места возникновения и путей развития пожара в здании, сооружении, состояния эвакуационных путей и выходов»
Здесь также возникает двусмысленность. Как мы знаем, тексты, которые транслируются в автоматическом режиме по зданию (сооружению) в соответствии с путями эвакуации, должны быть разработаны заранее. Они записаны в память пожарного прибора управления. Каким образом оператор должен изменять эти сообщения? Должен самостоятельно менять их в памяти прибора? Или управлять процессом эвакуации с помощью микрофона, как было раньше? Должен ли оператор иметь возможность заходить в память прибора управления и изменять алгоритм движения людей непосредственно в момент процесса эвакуации? Или же оператор должен изменять текст речевого сообщения в памяти прибора в дежурном режиме, понимая, что какой-либо проход перекрыт. Этот пункт также оставляет непонимание.
Следующий пункт 4.7 вводит новое понятие:
«Электроприемники СОУЭ 3-го, 4-го и 5-го типа должны относиться к электроприемникам I категории надежности электроснабжения и обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания»
Что такое электроприемники в терминах не определено. Возникает вопрос: что может считаться электроприемником?
В заключении хотелось бы отметить, что Свод правил – документ, руководящий работой не только проектировщиков СОУЭ, но и основа проверки правильности построения систем инспектором надзорного органа, поэтому хотелось бы, чтобы он был ясным в изложении и однозначным в толковании.
Овчинников В.М.
Генеральный директор ООО "СОУЭ "Тромбон"