Регламент технического обслуживания пожарной сигнализации
В связи с этим меняется и регламент их установки, эксплуатации, проверки. Разобраться в огромном количестве законов, распоряжений, постановлений довольно сложно. Особенно в части технического обслуживания пожарной сигнализации, оповещения и пожаротушения.
Конечно, данная практика не может быть простой. Но если структурировать нормативные акты, которые ее регламентируют, и разобрать процесс на пункты четкого плана, реализовать все предписания закона и пройти проверку контролирующих органов будет значительно проще.
Так, что нужно знать об эксплуатации и техническом обслуживании современных систем предупреждения пожарной опасности – автоматических пожарных сигнализаций и установок пожаротушения? Разбираемся в деталях.
Техническое обслуживание систем пожарной сигнализации: что, зачем и как
Требования по проведению технического обслуживания установок охранно-пожарной сигнализации на объекте предписаны постановлением правительства РФ № 1479 (вступило в силу с 1 января 2021 года). Согласно п. 54 данного документа, руководитель предприятия, эксплуатирующего соответствующее оборудование, обязан:
- организовать работы по ТО с соблюдением проектных решений и специальных технических условий;
- проводить техобслуживание регулярно (ежегодно, ежеквартально, в зависимости от рекомендаций производителя конкретного оборудования);
- гарантировать пожарную безопасность объекта и предусмотреть дополнительные средства по ее обеспечению на время проведения техобслуживания;
- обеспечить информационное сопровождение (данные по итогам ТО вносятся в журнал);
- организовать проведение работ специалистами соответствующей квалификации (о том, кто может вести такую деятельность, чуть ниже).
Кроме ППР № 1479, вопрос ТО систем пожаротушения и пожарной сигнализации поднимается в 69-ФЗ, где в ст. 38 четко прописан перечень лиц, ответственных за регулярную проверку оборудования. Есть также руководящий документ (РД 009–01–096), он предписывает ряд задач, которые должны решать руководители предприятий для обеспечения нормальной работы систем безопасности. Качество мероприятий по обслуживанию этих систем регламентируют ГОСТ 18322–2016 (ТО, ремонт) и 20911–89 (диагностика).
По сути ТО
Собственно, техническое обслуживание систем пожарной сигнализации представляет собой комплекс работ по обеспечению нормальной работы оборудования, профилактике его неисправностей или сбоев при эксплуатации, а также предупреждению раннего выхода из строя. Проводятся они с разной частотой (зависит от вида ТО) – от ежедневной практики до ежегодных комплексных проверок.
Основные цели работ по техобслуживанию:
- обеспечение бесперебойного функционирования систем;
- реализация принципа беспрерывного контроля оборудования;
- своевременное обнаружение вероятных поломок;
- профилактическая замена изношенных элементов – фильтров, извещателей, кабелей, датчиков и т. д.;
- модернизация систем (установка противопожарных датчиков последнего поколения, которые, к слову, значительно сокращают вероятность сбоев и не требуют частого ТО);
- проверки на предмет ложных срабатываний и игнорирований признаков реального возгорания;
- анализ эффективности установленных устройств и т. д.Комплекс работ плана технического обслуживания пожарной сигнализации формируется индивидуально в зависимости от поколения, возраста, конфигурации, типа оборудования.
Важно. Основным документом при составлении планов является инструкция от производителя устройств.
Виды техобслуживания АУПС
Классификация работ в рамках ТО делит их по трем основным признакам:
- частоте проведения (на ежедневные работы, ТО1 и ТО2, последние проводятся ежегодно/ежеквартально и раз в 3–5 лет соответственно);
- причине проведения (плановое и внеплановое техническое обслуживание);
- привязке к гарантийному сроку (гарантийное и постгарантийное ТО).
Виды ТО по частоте
Ежедневные работы по техническому обслуживанию пожарного оборудования включают визуальный осмотр устройств на предмет механических, химических, электротехнических повреждений, проверку общего состояния, работы индикаторов и т. д. Ежемесячно, как правило, проводятся диагностические работы с применением контрольно-измерительной аппаратуры и программных решений. Сюда же относятся контроль источника питания, рабочего положения переключателей, целостности линий соединения и подключения (кабели, провода), пожарной панели. Для современных систем ежемесячно предусматриваются профилактические работы (чистка от пыли, например).
Важно. Современные адресные системы сигнализации, оснащаемые противопожарными датчиками, оборудованы устройствами оповещения о запыленности. Их профилактика проводится не «вслепую», согласно примерной потребности, а по факту необходимости.
Ежегодное техобслуживание предполагает комплексную проверку приборов и элементов с использованием специальной аппаратуры, метрологический контроль, измерение сопротивления и т. д. Многие ответственные пользователи систем пожарной безопасности каждый год проводят профилактику изоляции электроцепей.
План или авария
Плановое техническое обслуживание систем пожарной сигнализации и оповещения – это всегда действие на упреждение. Оно проводится строго по утвержденному на предприятии регламенту и может иметь различную периодичность. Работы по ТО обязательны вне зависимости от состояния оборудования.
Внеплановое или аварийное обслуживание систем пожаробезопасности – вынужденная мера. Проводится строго по причинам обнаружения сбоев в работе устройств. Имеет неотложный характер. В отличие от планового ТО, план будущих работ заранее неизвестен.
Важно. Внеплановое обслуживание практически обычно влечет ремонт техники (часто незапланированный в бюджете на конкретный месяц и не предусмотренный регламентом).
Гарантийное и постгарантийное обслуживание
Техническое обслуживание систем безопасности на объекте проводится постоянно с заданной частотой вне зависимости от того, действует гарантийный период или нет. Но от этого периода во многом зависит цена работ и выбор исполнителя.
Так, если гарантия от компании, которая проводила монтаж устройств, действует, привлекать к работам нужно именно эту компанию. Работы в постгарантийный период может проводить любой исполнитель, квалификация которого на выполнение данного типа операций подтверждена, в соответствии с действующим законодательством.
Регламент технического обслуживания пожарных систем:
Внутренний регламент технического обслуживания пожарной сигнализации – основной документ, который:
- подтверждает соблюдение требования по проведению ТО устройств и элементов системы;
- содержит всю информацию о работах с учетом технической документации производителей устройств;
- задает условия и периодичность техобслуживания по списку используемого оборудования;
- разрабатывается индивидуально;
- утверждается внутренним приказом (за подписью руководителя).
Закон допускает разработку регламента технического обслуживания систем пожаротушения как самостоятельно пользователем, так и привлеченными специалистами (экспертные организации с подтвержденной квалификацией). При первоначальной установке оборудования этот план можно заказать компании, занятой проектированием и монтажом пожарной сигнализации.